Сайт работает в тестовом режиме
- Главная
- Новости
- Экспертное мнение. Залоговое имущество - ситуация до кризиса и после. Время покупателей!
Экспертное мнение. Залоговое имущество - ситуация до кризиса и после. Время покупателей!
2010-03-17 00:00:00
Как кризис отразился на реализации арестованного судами имущества, в том числе, залогового? Какова специфика работы с залогами различной природы? Насколько востребованы «залоговые» автомобили в связи с ожиданием повышением таможенных пошлин? На эти и другие вопросы отвечает директор ЗАО «Белреализация», специализирующего на реализации залогового (в том числе арестованного), а также возвращенного по лизинговым сделкам имущества Павел Агеенков:
- Как изменилась ситуация по залогам по сравнению с докризисным периодом?
- На сегодняшний день рынок залогового имущества чрезвычайно насыщен. Другое дело, чрезвычайно сложно реализовать это имущество по заявленным собственником ценам. Массовые просрочки выплат и, как следствие, значительное увеличение судебных исков привели к тому, что многие субъекты хозяйствования столкнулись с жесткой нехваткой ликвидности. Начиная с прошлого года, белорусские банки стали массово применять такой инструмент, как изъятие и реализация залогового имущества. Мировой экономический кризис обнажил серьезную проблему, которая сформировалась еще в докризисные годы - банки не всегда внимательно оценивали, насколько ликвиден товар, который они принимали в качестве залога. Вроде бы, формально все процедуры выполнялись - банки согласно Указу Президента №615 «Об оценочной деятельности в Республики Беларусь», принимали в залог имущество, которое проходило оценку специализированными организациями. Однако финансовые учреждения зачастую не принимали во внимание степень ликвидности этого товара. В результате оказывалось, что цена залогового имущества, выставляемая оценщиками, на практике не имела ничего общего с рыночной стоимостью товара. И сейчас, когда банки из-за увеличения числа неплатежей по выданным кредитам стали массово изымать предметы залога, выяснилось, что абсолютное большинство залогового имущества можно реализовать только по ценам, ниже заявленных оценщиками, что чревато убытками для финансовых учреждений.
- Какова специфика работы с залогами различной природы?
- Наиболее ликвидным товаром является автотранспорт. Его сравнительно легко изъять у бывшего владельца и перевезти к новому собственнику или в реализующую организацию. Реальную стоимость транспорта легко оценить (в Беларуси есть станции диагностики практически для всех видов автотранспорта), и на основании этих данных, автомобили достаточно просто реализовать, если, конечно собственник не предъявляет завышенных требований по цене. Но даже при работе с автотранспортом возникает ряд проблем: из каких источников будут возмещаться расходы по хранению автотранспорта, поддержанию либо восстановлению хорошего технического состояния, а также иной предпродажной подготовке.
С другими залогами все гораздо сложнее. Возьмем, к примеру, оборудование. Оно может быть очень специфичным, например, уникальным для нашей страны и всего постсоветского пространства. Даже, если станок или автоматическая линия выставляются на продажу по реальной стоимости, его практически невозможно реализовать из-за отсутствия спроса. Кроме того, нужно учитывать особенности монтажа оборудования. Помимо повышенных требований к помещениям, где может располагаться такое залоговое имущество, его, зачастую, очень сложно демонтировать и транспортировать. Часто станки вмонтированы в бетонный пол, разрушив который можно принести непоправимый ущерб залоговому имуществу. Иногда станки монтируются на платформу, затем вокруг них возводятся стены и регистрируется новый объект недвижимости. И на практике выходит так, что оборудование нельзя перевезти, не разрушив здание. Такое оборудование реализовать также практически невозможно.
С недвижимостью не менее сложная ситуация. Опыт последних двух лет говорит о том, что динамику рыночных цен на различные виды недвижимости предсказать практически невозможно. Уже очевидно, что себестоимость недвижимости, которая построена на пике цен в последний «докризиный» год, ниже существующих цен на рынке.
- Как банки готовы «падать» по цене в отношении залога?
- Для многих из них стало очевидно, что наступило время покупателя. Лучше за товар получить хоть какие-то деньги, чем держать их в неликвидном, «замороженном» виде, несмотря на понесенные убытки от реализации. Сейчас продавцы, которым срочно нужны оборотные средства, последовательно снижают цены, потому что конкуренция на этом рынке очень серьезная. Поэтому на первый план выходит покупатель, который может заплатить «живые» деньги. Несколько лет назад ситуация была противоположная - тот, кто имел ликвидный товар, мог устанавливать на него свою цену, и достаточно быстро продавать его, выбирая «удобного» покупателя.
- В последнее время наблюдается повышение интереса к покупке автомобилей в связи с ожидаемым повышением пошлин. Как это отразилось на реализации залогового автотранспорта?
- Сейчас мы наблюдаем всплеск интереса к легковому автотранспорту, ввезенному в нашу страну до 1 января 2010 года как со стороны физических, так и юридических лиц. Поэтому легковые автомобили любой ценовой категории у нас практически не задерживаются. Кроме этого, с наступлением весны оживает спрос и на иные виды автотранспорта. Сейчас заметно активизировались грузоперевозчики и строительные компании.
- Какой прогноз Вы можете дать по дальнейшему развитию рынка залогового имущества?
- С принятием Декрета №3 «О некоторых вопросах залога имущества», который регламентирует и упрощает процедуры, связанные с оценкой и реализацией залогового имущества, я надеюсь, рынок оживится еще больше. Это, в свою очередь, скажется на уменьшении количества «плохих» долгов и проблемных активов, и как следствие - на оздоровлении экономики государства.