Сайт работает в тестовом режиме
Продажа имущества предприятий в банкротстве и ликвидации

От трактора до BMW M5. Какие машины продаются с электронного молотка е-аукциона

2016-07-13 11:30:00

Компании становятся банкротами одна за другой по всей стране, оставляя за собой шлейф несбыточных надежд в виде больших долгов по зарплате, налогам, платежам по кредитам или лизинговым договорам. И судам ничего не остается как распродавать их имущество, чтобы те могли заплатить по счетам. Не важно, в каких суммах исчисляются штрафы, наложенные на бизнес, должники расстаются с любым имуществом, которое есть, в том числе и с машинами. О том, как работает единственная в Беларуси е-площадка по продаже авто в исполнительном производстве и процедурах банкротства, что пользуется спросом на рынке и почему за электронными торгами будущее, нам рассказал руководитель компании «Белреализация» (продажа и обслуживание проблемных активов) Михаил Андреев.

Компания продает машины должников, имущество банков и лизинговых компаний

В основном машины попадают на торги как заложенное, арестованное судебным исполнителем в рамках исполнительного производства (очень часто по невыплаченной заработной плате на предприятии или невыплаченным кредитам) или имущество предприятий в стадии ликвидации/банкротства.

Михаил Андреев

— Мы занимаемся проблемными активами разного рода с 2009 года, в том числе автомобильным транспортом, который считается самым ликвидным из них и довольно часто становится предметом залога или ареста. А вот продажа автомобиля, принадлежащего юридическим и физическим лицам, посредством аукциона является не самым удобным способом. Поскольку здесь обязательна платная публикация о проведении аукциона в печатных СМИ, в противном случае результаты торгов теоретически можно оспорить. Кроме того, срок подачи заявок длится 30 дней, начиная с момента размещения объявления, так что это не самый быстрый и удобный для покупателя способ приобретения транспорта, — рассказывает Михаил Андреев.

Основной профиль компании — продажа имущества должников. К примеру, буквально на днях с молотка на электронных торгах ушли Volkswagen Passat 2008 года за более чем 140 млн. бел. рублей (начальная цена — 123 926 760 бел. руб.) и BMW M5 2008 года за 310 млн. руб. (начальная цена — 221 608 260 бел. руб.). Оба принадлежали директору компании, ставшей банкротом.

В исполнительном производстве и банкротстве не практикуются торги на понижение. Принцип торгов на повышение заключается в том, что каждая машина стартует с минимальной цены, которую устанавливают специалисты независимой оценочной организации, согласуют между взыскателем и должником, а затем уже конкуренция определит, каких денег она стоит в реальности. Участники знают о стартовой цене, но количество соперников, претендующих на лот, держится в строжайшем секрете.


Чтобы принять участие в аукционе, надо зарегистрироваться на сайте, а значит, прислать копию паспорта и внести задаток, равный 10% от стоимости лота.

— Теоретическая вероятность того, что зарегистрируется подставное лицо, которое будет формально стимулировать рост цены, есть. Но он может оказаться и последним человеком, сделавшим ставку (победителем), и тогда в этом случае наступает ответственность в виде потери задатка в размере 10% от начальной стоимости машины (в случае отказа от оплаты лота). Это своего рода штрафные санкции, — объясняет Михаил Андреев.

BMW M5 2008 года продали на аукционе за 310 млн. руб. (15 440$)

В случае, если участник не выиграл торги, организатор возвращает ему задаток в полном объеме. Только сумма задатка, внесенного победителем, не возвращается, а зачисляется в счет покупной цены. В том числе возмещаются затраты на организацию и проведение торгов (публикация). Ни о каком отдельном вознаграждении со стороны покупателя организаторам торгов не идет речь. Оно лежит в плоскости отношений с собственником имущества и составляет «плавающий» процент от 1 до 4%, который напрямую зависит от конечной стоимости лота.

Volkswagen Passat 2008 года ушел с молотка на электронных торгах за более чем 140 млн. бел. рублей

Количество участников по каждому лоту колеблется от 1 до 30, в среднем на 1 автомобиль претендуют 5 человек, если цена действительно интересная. Например, максимальное количество участников боролось за трактор МТЗ, который стартовал с 35 миллионов, а за время торгов его цена выросла аж в 3 раза!

К слову, каждый шаг участника равен 5% от начальной стоимости лота, а сами торги длятся 1 рабочий день строго с 9 до 17. Но, если последняя ставка сделана участником менее чем за 10 минут до окончания торгов, его сроки продлеваются еще на 10 минут. То есть каждая последующая ставка продлевает торги на 10 минут, растягивая сроки аукциона не более чем на 3 часа. Разумеется, победителем торгов признается участник, предложивший наивысшую цену за лот. Если в торгах принимает участие только один человек, ему предлагают выкупить автомобиль по начальной цене + пять процентов. Иначе торги будут объявлены несостоявшимися.

— С одной стороны, аукцион помогает определить среднюю рыночную стоимость автомобиля. Но приходилось не раз наблюдать, как участники входили в рулеточный азарт, в результате чего итоговая цена становилась заведомо выше рыночной. Просто срабатывает спортивный азарт. Иногда, напротив, торги срываются по причине отсутствия участников, тогда с течением времени объявляются повторные торги с предварительной уценкой товара. Например, в исполнительном производстве начальная цена снижается не более чем на 20%, — уточняет Михаил Андреев.

 

Так, в прошлом году Kia Mohave 2010 года стартовал с 225 миллионов рублей, но в ходе торгов около 5 участников подняли ценник до 281 миллиона, превысив его рыночную стоимость, — то есть сработал тот самый азарт победить, стать первым.

Социальная миссия электронных торгов

— Наша деятельность несет достаточно серьезную социальную нагрузку. Ведь мы распродаем имущество компаний, накопивших долги по зарплате, налогам или кредитным платежам. К примеру, сотрудники госкомпаний, которым не платят зарплату, все чаще обращаются в суд. Такие дела суды рассматривают оперативно и, как правило, в пользу работников. Поскольку денег на счетах у компании нет, приходит судебный исполнитель и накладывает арест на некоторое имущество предприятия. После чего проводится его оценка и остальные процедуры, согласно инструкции по исполнительному производству. Заканчивается это продажей имущества на нашей электронной площадке либо по прямым договорам, затем перечислением денег в суд и выплатой долгов по зарплате сотруднику, — объясняет социальный аспект электронных торгов руководитель компании.

В тренде хорошая цена

Сложно выделить конкретные марки и модели, на которые наблюдается наибольший спрос. Если цена сформировалась ниже рыночной в два раза, не важно, VolkswagenToyota или Ford попадают на аукцион, — спрос определяет цена.

— В среднем за месяц на аукционе продается от 10 до 15 автомобилей. Но КПД по результатам торгов достигает 20-25%, что является достаточно высоким показателем. Ведь оценщик определяет среднюю рыночную стоимость автомобиля, анализируя ассортимент популярных автомобильных ресурсов: если одна и та же модель оценивается в $10 000 – $14 000, то средний ценник получается $12 000. Во время торгов еще надбавка в 5% (один шаг лота), и цена становится вообще неподъемной. Нужно учитывать и тот факт, что дефицита авто на рынке сейчас нет, продавцов больше, чем покупателей. А значит, исход в конечном счете определяют хорошая цена и хороший торг, — подчеркивает организатор торгов.

BMW 745 2005 года (начальная цена — 8 520 USD)

В прошлом году компания реализовала порядка 450 транспортных средств. В настоящий момент в каталоге насчитывается 93 легковушки, а также принимаются заявки на несколько моделей, торги на которые состоятся в скором времени. Среди них BMW 740 I 2010 года (начальная цена — 17 640 USD), универсал Volkswagen Passat 2007 года (5 640 USD) и седан BMW 745 2005 года (8 520 USD).

Аукционные автомобили хранятся на стоянке и приезжают туда не всегда в идеальном состоянии (неисправные, грязные и т.д.), но все это с лихвой компенсируется ценой. Кроме того, каждый участник торгов имеет свободный доступ к машинам, чтобы оценить их состояние вживую или поехать с сотрудником компании на диагностику СТО.

— По сравнению с прошлым годом количество компаний-банкротов заметно возросло, прибавилось работы у судебных исполнителей, которые взыскивают дебиторскую задолженность, не вовремя выплаченную зарплату, алименты, штрафы и прочие долги. Иногда у компании остаются только три коробки с документами, 2 стола и компьютер. У другой, наоборот, имущество, в том числе и транспорт, оцененные на сумму в несколько миллиардов рублей. В целом мы работаем с 60 управляющими по банкротству с разной степенью активности, — рассказывает Михаил Андреев.

Volkswagen Passat 2007 года (начальная цена — 5 640 USD)

Авторынок близится к закату, будущее за интернет-аукционами

— Ранее арестованное имущество продавалось под ореолом таинственности. Информация о нем была в ограниченном доступе. Но в 2009 году мы сделали ставку на онлайн-торговлю, первыми разместили фотографии арестованного имущества и цену на него в Интернете. То есть развеяли таинственность этого бизнеса и стали перемещать полузакрытую продажу судебного имущества в цивилизованное и современное русло. На сегодняшний день электронный аукцион — это самый открытый и доступный процесс продажи, исключающий человеческий фактор. Стоит отметить, что это условно электронный аукцион. Фактически это публичные торги в электронной форме, которые проходят в упрощенном виде без применения цифровой подписи.

BMW 740 I 2010 года (начальная цена — 17 640 USD)

По словам организатора, в России работает около 40 электронных площадок, для Беларуси достаточно и 5, учитывая, что далеко не каждый банк или управляющий по банкротству привык работать предельно публично, открыто. Его специализация в том и состоит, чтобы информацию о проблемных активах сделать открытой для потребителя.

— Огромное количество транспорта, производственного оборудования, недвижимости находятся в замороженном состоянии (под арестом, залогом, в банкротстве и т.п.) и не приносят ни малейшей пользы для экономики страны, ни налогов, ни зарплат — ничего. Чем больше будет открытых информационных источников, тем меньше будет время бездействия данных активов в экономике. Тем быстрее люди получат невыплаченную зарплату, алименты, налоги, кредиты и прочее, — объясняет Михаил Андреев.

Сегодня эта деятельность (прим. проведение аукционов) балансирует на грани безубыточности, поскольку это самый открытый и прозрачный процесс продажи, но далеко не самый удобный для покупателя и при этом низкорентабельный для организатора аукциона. Это не место для импульсивных покупок — люди ждут только ради интересной цены. Но времена меняются.

— Участвовать в интернет-аукционе морально и физически готовы лишь 5% населения. Думаю, это связано с низким уровнем компьютерной образованности и в целом с недоверием к формату электронных торгов. Но с каждым годом число участников растет благодаря распространению интернет-магазинов, системы оплаты ЕРИП, многочисленным онлайн-сервисам и тому подобное.

— На авторынке сегодня за редким исключением встретишь реального собственника. С развитием электронных площадок его актуальность семимильными шагами близится к закату. Уверен, будущее — за интернет-торговлей в любых проявлениях, за интернет-аукционами. Автомобили, в том числе и проблемные активы различного рода, должны продаваться через Сеть. Причин для этого множество, и самая главная — доступность информации, которую по достоинству оценит азартный и продвинутый интернет-пользователь, — резюмирует учредитель торгов.

** 
Не трудно заметить, что в основном на стоянке хранятся автомобили представительского класса, на которых ездил руководящий состав крупных компаний. И это понятно, ведь учредитель торгов занимается продажей имущества предприятий в стадии ликвидации или банкротства, а также банков и лизинговых компаний. Машины продаются открыто и публично, их всегда дожидаются, и в данном случае этот процесс продвигают хорошая цена и хороший торг.

Источник: http://av.by/news/index.php?event=View&news_id=39944